Велопутешествие по Армении

В рамках подготовки к велопоходу по Кавказу, читаем чужие отчеты. Самсон. Оригинал тут>>>>>

Велопутешествие по Армении

Я описывала свое путешествие постфактум, но с сохранением правильной хронологии и поэтому читающие ленту могли пропустить мое изложение. Тем не менее, если кому еще интересно, публикую ссылки на полный рассказ в хронологической последовательности:

Спасибо всем велопутешественникам за то, что они существуют и своим примером доказывают, что это можно совершить! В следующий раз надеюсь попробовать менее “дикую” страну в одиночку.
Отдельное спасибо этим велопутешественникам за вдохновляющий пример, помогший мне решиться на эту поездку.
И еще спасибо моим попутчикам и в особенности нашему организатору – Марине. Без них самого путешествия бы не было!

Да, и, конечно, спасибо всем, кто меня читал и комментировал в процессе написания данного отчета – без вас я бы никогда его не закончила! Последние дня уже дописывала на одной воле (у меня-то есть простой, бумажный, дневник этого путешествия).

Поездка в Армению – предисловие

Завтра я отправляюсь в 13-дневную поездку по Армении. Данная поездка не будет стандартной, как минимум, по двум причинам: во-первых, это будет велопутешествие, то есть по Армении мы будем передвигаться на велосипедах с вещами на багажниках (мой рюкзак весит 10 кг без палатки :). Во-вторых, я еду туда с совершенно незнакомыми мне людьми: я знаю пока только нашего организатора – Марину – и то, что нас будет пятеро (трое из Москвы, включая меня, и двое из Питера). Помимо вышеназванных причин, стоит отметить, что поездка будет “дикой”, то есть никакой турфирмы. Только билеты на самолет, деньги велы с собой и ветер в спину. Поэтому наше путешествие можно назвать и приключением.
Итак, у нас есть маршрут и, в кратком перечислении, он имеет следующий вид: Звартноц – Ереван – Гарни – Гехард – Севан – Лчашен – Норатус – Мартуни – Ехинадзор – Джермук – Ехинадзор – Тотев – Ехинадзор – Ереван – Аштарак – Амберд – метиостанция у подножия Арагаца – южная вершина Арагаца – Эчмиадзин – Ереван – Звартноц
С завтрешнего дня я открываю хронику своего путешествия. Ввиду слабой интернетизированности Армении эту и последующие записи я делаю постфактум. Чтобы впечатления были “первой свежести”, я буду вести в поездке обычный бумажный дневник.

День первый, или не везет

Вылет из Москвы дался без особых проблем, несмотря на наш особый груз – велосипед. Сотрудники компании S7 явно плохо понимали, что с ним делать (габарит/негабарит?). Тем не менее минут через 15 багаж был зарегистрирован (габарит!) и я села в самолет. Долетели мы вполне успешно и по расписанию. Получив багаж, мы порадовались, что велосипеды долетели в целости и сохранности и принялись их собирать. Мой был не особо сильно разобран: снято переднее колесо, педали, задний переклюк и примотан руль. Самый разобранный вел был у Марины – рама и куча деталей :).
Потратив примерно час на сборы всех велов и слегка познакомившись (с мальчиками из Питера я познакомилась еще в самолете), мы направились к нашим первым достопримечательностям, расположенным неподалеку в Звартноце. Было замечательное, слегка прохладное, но солнечное утро. Мы двигались довольно быстро, благо дорога была без особых уклонов. Не проехали мы и нескольких километров, как случился первый прокол – на “гибриде” Миши.

Тут стоит коротко остановиться на наших велах и, конечно, на нас. Члены нашей команды (слева направо): Эдик (Питер, синий гибрид “Author”), Дима (Москва, MTB Merida), Миша (Питер, красный гибрид “Author”), Марина (Москва, MTB Merida) и, наконец, я (Москва, MTB Iron Horse):

Наши велы поближе (без Маринкиного):

Заделав первый прокол мы, буквально еще через несколько км остановились у достопримечательной. Прокол не был исправлен сразу полностью (не нашли источник прокол – колючку), поэтому пришлось чиниться заново.
Тем не менее, пока мальчики чинились, нас встретила первая (и одна из немногих) платная достопримечательность, окруженная забором. Открывалась она только в десять. На часах не было и девяти. Тем не менее, после непродолжительных уговоров нас согласились сделать первыми посетителями. Развалины в рассветном солнце впечатляли. Это был старый храм, от которого остались только колонны, пара глыб и целая сеть ходов, напоминающая слегка 3D-план дворца.

И еще:

Вдоволь наснимавшись и налазившись по развалинам, мы направились в Ереван, где у нас было 3 основные цели: поменять рубли на драмы, купить газовые баллоны к горелке и пообедать. С первой и третьей задачей мы справились вполне успешно, а вот с газом вышла незадача: облазив пол-Еревана, баллоны под наши горелки мы так и не нашли, пришлось купить “местную” горелку с баллоном.

Надо отметить, что в Армению мы прибыли аккурат в День независимости и поэтому по пути встретили одну пешую колонн демонстрантов, одну велоколонну. Кроме того, сразу после въезда в Ереван мы заехали в музей Геноцида.

Уже около 4 мы стали выдвигаться из Еревана в сторону Гарни (куда мы олжны были направиться завтра). Дорога все время шла в подъем. Хотя я знала, что еду в горную страну, я плохо соотносило абстрактное понятие “подъем” с реальным. Крутить было очень тяжело, тем более, с непривычки. Периодически я слезала с вела и катила его рядом.
Наконец, видимо, чтобы нам совсем жизнь медом не казалась, пошел дождь. Ливень. Простояв почти час под слабо защищавшем нас навесом, мы поняли, что продолжать путь сегодня – безумие и решили искать какой-нибудь мини-отель поблизости. Честно сказать, в этот час меня одолевали довольно “предательские” чувства, типа “Что я здесь делаю?”, “Как я выдержу еще 12 дней с такими подъемами?” и тп. Отель мы нашли быстро и недорого (~250 р с чела).

Итого проехали: 45,17 км, Max скорость 33,4 км/ч, Средняя скорость ~13 км/ч

День второй – облегченный

Утром я проснулась в незнакомом мне номере и несколько секунд не могла понять, где я? что тут делаю? где привычная обстановка?
Это так мое сознание надо мной шутило (я, конечно, проснулась там же, где засыпала вчера). Боль в мышцах была умеренной (сказывался неплохой московский накат), но вылезать из мягкой сухой постели не хотелось. Утро было туманным, но после завтрака туман рассеялся. Собравшись, мы погрузили сумки на велосипеды и уже собрались выезжать, как заметили еще один прокол – на этот раз на байке Марины (отмечу в скобках, что все путешествие вела счет проколов на MTB против счета проколов на гибридах – то есть счет сравнялся 1:1). Снова колючка, в этот раз даже 2 :). Починившись, смазав цепи мы, наконец, отправились по шоссе в сторону Гарни. Дорога, по сравнению со вчерашним днем, казалась значительно легче. Мы начинали привыкать к тому, что 10 км подъема – это норма и нужно приспосабливаться ее выполнять. Впрочем, подъемов было объективно меньше, и даже был один продолжительный спуск, на котором я установила максимум (пока!) скорости в 58 км/ч. Ранее на такой скорости на веле я никогда не ездила, но ощущение мне понравилось :). Вид по дороге был такой:

Гарни оказался небольшим городком, но наш путь лежал к старому языческому храму. Как выяснилось, в 17 веке он был разрушен землетрясением и сейчас мы видим восстанновленный вариант.
Вот несколько фотографий:

А вот и мы рядом:

И еще:

Вообще, армяне, конечно, умеют выбирать место для постройки храмов – виды вокруг храма открываются великолепные.

Лестница в небо:

Вдоволь наснимавшись вокруг храма, мы отправились смотреть “Симфонию камня” – скальные образования, напоминающие трубы органа. Мы долго спускались с горы, где стоит храм, в ущелье, где расположен данный природный объект. Красиво, хотя и адыгейские зимние брожения по ущелью мне понравились больше:

Прогулявшись еще по ущелью мы поднялись назад к храму, где и пообедали. За время, пока мы обедали, снова сгустились тучи и мы всерьез опасались повторения вчерашнего ливня, но, к счастью, пронесло. Далее наша дорога лежала на Гехард. По дороге нам встретились забавные армянские дети. Один, лет 10 на вид, всерьез просил нас подбросить его до остановки, до который ему оставалось еще около километра. Несмотря на то, что дело было на спуске, свободных мест у нас не было (на багажниках сумки, на раме ни я, ни Эдик не рискнули). В общем, пришлось ему топать пешком.
В следующем поселке мы встретили наших соратников-велосипедистов. У старшего (лет 7) был тюнингованный байк, украшенный овечьей шкурой :). Жаль не сфоткала (это было в конце длинного подъема и мне было влом доставать фотик).
Наконец, мы доехали до Гехарда и стали осматривать монастырь. Он меня впечатлил еще в прошлую поездку. Особенно нам понравилось одно помещение с потрясающей акустикой. Мне бы очень хотелось услышать, как бы там звучало григорианское пение или орган. Даже наши слабые потуги на издавание непрерывных звуков, резонировали и вибрировали в наших телах.
Виды Гехарда:


Эта фотка из прошлой поездки (если кто не видел) – этих львов можно назвать “визитной карточкой” Гехарда:

И еще интерьер:

А вот и сам храм снаружи – уютно притаившийся между скал:

Осмотрев храм, 3-е из нас (хотя хотели все) отправились на “радиалку” за едой в Goght (да, нам тоже понравилось название). Мне довелось покататься на гибриде (Эдик любезно одолжил мне свой байк). Разгонялся он резво, но трудно сказать, было ли это следствие отсутствия рюкзака на багажнике или свойством самого гибрида. Зато торможение меня расстроило: из-за малого пятна контакта вел при энергичном торможении быстро уходил в занос и медленно тормозил. Я поняла, что МТБ мне ближе :). Расположились мы на ночлег у реки рядом с монастырем.
И тут, как в первый раз, мы увидели, какое огромное все-таки звездное небо, и, хотя бы отчасти, согласились с Кантом. От свечения городов нас нас заслоняли горы и поэтому, каждую звездочку было хорошо видно.
Ночь была хороша и мы решили еще прогуляться до вырубленных в скале келий монахов, которые находились за пределами монастыря. Вернулись довольными, хоть и слегка замерзшими.

Итого проехали: 40 км, Max скорость 58 км/ч

День третий – ленимся

Утром было очень неохота просыпаться. Пока солнце не проникло в ущелье, было очень холодно.

Вообще, это было нашей проблемой: вставать в велопоходе нужно более-менее рано, чтобы позавтракать, собраться и не позднее 10 выдвинуться в дорогу. Но выходить из палатки, пока не вышло солнце, можно лишь в термобелье и зимней (!) куртке. Хотя днем крутить педали комфортно в шортах и майке. Вот и приходилось вылезать из палатки закутавшись, завтракать, а затем нехотя переодеваться.
В процессе кипячения чая выяснился один не самый приятный факт: горелка стала пропускать газ. Пришлось нам ее безопасности ради там же и утилизировать. Пришлось нам проникнуться романтикой и искать дрова на костер (чаю-то хотелось). В итоге, поломка горелки стоила нам часа времени и мы выехали в 11 вместо планируемых 10-ти.
Мы тронулись обратный путь в сторону Гарни (так как дорога до Гехарда им же и заканчивается). Дорога шла скорее на спуск, чем на подъем и довольно быстро продвигались к цели. Сегодня, наконец, был виден Арарат. Не слишком хорошо, но все же.

Мы доехали до смотровой площадки площадки на долину Арарата, где легли на пенки и некоторое время загорали.
Арка смотровой площадки:

А лежали мы с таким видом:

Я слушала музыку и сочетание прекрасного вида и “Ave Maria” Caccini пробудило во мне давно забытое чувство, что жить все-таки хорошо. В это время двое (Эдик и Миша съездили на радиалку за арбузом, который мы энергично разделали минут за 30.
На смотровой площадке мы отдыхали не просто так: мы ждали. Поскольку без горелки мы, как без рук. пришлось Марине вызванивать знакомых и просить их найти нам горелку. Заодно было решено, что до Севана шоссе не особо интересное и что этот участок нас подбросят. Горелку нам нашли. Весом в 3-4 кг. Мы, конечно, “обрадовались”, но иного выхода не было.
Велосипеды мы погрузили на ЕАЗ (машинка, похожая на грузовичек из клипа Робби Вильямса “Road to Manderlay”). В ней вместе с велами поехали Эдик и Миша. Оставшиеся погрузились в Мерседес и направились в сторону Севана. Попутно мы заехали в Абовян – родной город нашего водителя – и он нам провел небольшую экскурсию.
В итоге, мы были доброшены до озера Севана (рядом с одноименным городом) и угощены отличным ужином.
Севан был холоден и сер:

Но рыбаки продолжали собирать рыбу:

На закате мы поднялись к церкви, расположенную поблизости. К сожалению, было темно, и фотографии вышли не очень.

Пришлось компенсировать это на следующий день на рассвете.
Итого проехали: 20 км, Max скорость: 52 км/ч

День четвертый – долгая дорога

Мы проснулись на рассвете, чтобы еще раз посетить церковь и пофотографировать при хорошем свете.

Рассвет был красивый:

Я сделала довольно много фотографий церкви, но выложить решила только одну:

Мы поднялись к церкви вдвоем с Димой (Эдик и Миша еще спали, Марина решила сначала попить чай, а потом прогуляться к церкви- чтобы солнце уже поднялось). Местный житель решил нам показать “Дом писателя”, который оказался очень уютным внутри:

А снаружи был похож на космический корабль:

Утром я еще решила поснимать Севан:

Собрались мы довольно быстро, так как не нужно было собирать палатки и другое костровое снаряжение, и отправились по трассе вдоль озера Севан. Первых нашим остановочным пунктом был Лчашен. Съехав с трассы мы попали на крайне разбитую дорогу, которая привела нас к развалинам крепости. Развалины не особо впечатляли – мы начали пресыщаться красотой.
Закончив с крепостью, мы продолжили наше движение. Природа в этом районе напоминала мне Англию – как я ее себе представляю, ведь я там ни разу не была (хотя хочу) – много крупных разбросанных камней на зеленых холмах.

Далее наш путь лежал в Норатус, где расположено старое кладбище с хачкарами (каменными крестами, служившими надгробиями). Кладбище расположено в одноименном селе. В нем почти никто не говорил по-русски, зато дети немного знали английский и кричали нам вслед “Hello!”. Мы несколько плутали по селу, пока одна девочка (с младшим мальчиком) не проводили нас до кладбища, до нужной нам старинной части (оно до сих пор действующее).Затем девочка на неплохом английском стала нм рассказывать о надгробиях 13 века. Вот одно из них:

Я попробую передать ее рассказ: This is a wedding stone. Here (показывает на левый верхний угол) is the husbend and the wife. Here (показывает на правый верхний угол) is the table with some kind of traditional food: “lavash”, etc. Here (показывает на фигурки между молодоженами и столом) is the song, the music instruments. (отмечу в скобках, что до этого момента повествования я не очень понимала, почему изображение традиционной армянской свадьбы 13-го век фигурирует на надгробном камне). Here (нижняя часть камня) are the turkish people. they killed them. (так вот почему: их убили прямо на свадьбе!)
Сцена выглядела идиллической: мы на старинном кладбище и юная (лет 12-14) девочка нам рассказывает о старинном надгробии. Но тут произошло нечто, что заметно испортило впечатление от посещения данного места. Начну с предыстории. Непосредственно перед поездкой в Армению я зачитывалась книгой Чхартишвили “Кладбищенские истории”, где он перемежал описания старинных кладбищ и их настроений (в книге описано Донское кладбище, Пьер-Лашез, Грин-Вуд и еще 2 в Японии и Израиле) с авантюрными историями “от Акунина” (если кто не знает – это псевдоним Чхартишвили). Мне казалось, что данное кладбище достаточно старое, чтобы испытать нечто подобное описанному в частях “от Чхартишвили” (кто читал – поймет), но получился, наоборот, отличный сюжет для части “от Акунина”: к нам, словно зомби, восставшие из могил, медленно, стали подходить старые, изуродованные временем, местные бабки и предлагать купить у них вязанные носки, ну или шапочку. Я пыталась силой абстрагирования и ухода в себя вернуть себе философское настроение “от Чхартишвили”, что было ошибкой – трудно отгородиться в должной мере от реальности, с упорством зомби требующей “Купи носки”. Жаль я сразу не просекла, что настроение-то “от Акунина” – тогда смогла бы получить удовольствие от ситуации :).
Кладбище:

Выехав из Норатуса мы поехали в Гавар за продуктами и выехали на какую-то старую заброшенную дорогу, по которой тряслись (в прямом смысле слова) 10 км. Затем мы свернули на еще более тряский проселок (чтобы выехать на трассу). Было очень красиво и снова напоминало мне об Англии (хоть я там и не была).

Далее мы все-таки выехали на трассу и стали искать ночевку. Намотав еще километров десять в поисках ночлега сначала по облепиховой плантации (я теперь знаю, как она растет :)), а затем по хвойному лесу, мы разбили лагерь и устроились на ночлег. Перед сном мы еще поиграли в “контакт” и поглядели на звезды.

Итого проехали: 78 км (! самый длинный пока пробег за сет более-менее равнинной местности). Max скорость: 40 км/ч, Средняя скорость: 20 км/ч

День пятый – контрасты

Утром мы проснулись в диком холоде. Высунув нос из палатки и увидев иней, покрывающий траву, мы поняли, что ночью был минус.
Я снова собиралась в термике и зимней куртке. В этот день нас не ожидало никаких особых достопримечательностей, кроме Национального парка и Караван-сарая. Мы проехали 20 км по шоссе, попутно заехав за едой в Мартуни. Оттуда и начался наш долгий и очень тяжелый подъем на Селимский перевал, длившийся порядка 20 км. Спасало нас только то, что было очень красиво, и периодические отрезки пути, когда мы шли, катя рядом велики, было чем любоваться.
Идиллия с овечками:

Дорога – все выше и выше:

И снова овечки:

Наконец-то поднявшись на перевал (ужа практически без сил), мы по-братски разделили сникерс и решили еще проехать чуть менее километра до Караван-сарая – памятника 13 века, где в те давние дикие времена караваны останавливались на ночевку. Их расположение рассчитывалось исходя из дня пути, но мы встретили такой один:

От него открывается красивый вид на ущелье:

Мы видели ленту дороги, по которой нам предстояло спускать вниз:

После обеда нас ожидал самый длинный и самый волнующий спуск (пока!) в нашей поездке. Общая его длина составляла примерно 30 км, из них первые 15 – быстрый серпантин с крутыми поворотами. Проход этого спуска напоминал NFS с той только разницей, то попытка она и она должна быть удачной. Я реально думала только о том, как мне минимально затормозить, при этом не сильно наклоняясь в сторону поворота (вел-то груженый). Средняя скорость была около 40 км/ч. Спустившись эти 15 км, мы нарвали яблок и поехали дальше менее скоростную и менее “поворотистую” часть. Забавно, что одна из остановок пришлась прям рядом с припаркованными ГАИшниками (или как они там у них зовутся) и мы шутили, что нас остановили за превышение скорости.
Доехав до Ехинадзора, мы встали на ночевку рядом с рекой. Проезжая по проселку, я умудрилась упасть в лужу и потом отмывалась в горной речке. Это было, наверное, самое красивое место, где мы вставали на стоянку.

Итого проехали: 78 км, Max скорость: 61,7 км/ч

День шестой – затратный

Просыпаться в таком месте, как это было приятно, несмотря на уже привычный утренний холод.

Место стоянки:

Мы собрались и выехали на трассу, где нас уже ждала газель, которая должна была нас забросить в Джермук – курорт минеральных вод и горных лыж. Трасса была довольно живописной и я с удовольствием послушала “нормальной” для себя музыки (устранив непривычный для меня информационный голод). Прибыв в Джермук, мы проторчали где-то 1,5 час рядом с гостиницей “Армения” в попытках найти жилье. Наконец, не без помощи наших друзей-армян (с которыми мы познакомились вчера), мы нашли замечательную 3-комнатную квартиру. Правда, нас ждал облом – во всем районе, где мы находились, отключили газ, что автоматом означало повсеместное отсутствие горячей воды (так как ее греют газом). А мы так мечтали нормально помыться! Устроившись в квартире, мы отправились обедать. Накормили нас вкусно (суп+жареная рыба+пюре+чай), но дорого (в сравнении с другими местами). После обеда мы отправились на фуникулер осматривать окрестности. Вид был красивый и мы сделали несколько забавных постановочных фоток.



Взлеты:

Реклама кола-колы:


Спустившись с фуникулера, мы отправились смотреть на водопад, а оттуда – встречаться с нашими новыми друзьями за чаем с чабрецом.

Водопад:

День седьмой – отдых в Джермуке

Еще один день мы проводим в Джермуке. Утром, встав более-менее рано, мы отправились искать минеральные источники. Знакомый наших новых знакомых (ГАИ) Эдик вывел нас на дорогу и объяснил, куда ехать дальше.

Дорога была сложной: разбитый проселок с осколками битого стекла, камнями и лужами. В процессе спуска в ущелье, нам предстояло 3 раза пересечь небольшую горную речушку. Когда мы были почти на месте и почти уверены, что машина по таким буеракам не проедет, я услышала ровный звук мотора – это точно была машина. Я стояла посреди очередного участка горной речки (вел ушел в воду почти по середину колеса), когда из-за очередной горки показалась белая Нива и, просигналив мне о своем намерении проехать через поток, рванула на другой берег. Так вот зачем каждому нужна белая Нива!
Прибыв на место (к соляной ванне, размером примерно 2 на 2), мы радостно в нее погрузились.

Наверное, мысль о теплой ванне в живописном ущелье посреди год и лесов будет согревать меня даже зимой.

Я снова слушала музыку, фотографировала и ощущала полную гармонию с собой и с природой. Кроме того, для меня произошел некий сдвиг сознания: я вдруг осознала, что наступила осень. До этого Армения виделась мне скорее летней: то зеленые, то выжженные солнцем холмы, равнодушные к времени года валуны, облачно-солнечная погода. Сегодня я заметила пожелтевшие листья деревьев, красные гроздья рябины.



Погода стала пасмурной: небо затянули облака. В связи с этим в меня проникло новое настроение, новый свет, раскрывавший пейзаж в стиле песни “Farewell my lovely Nancy” и снова придавал ему черты Англии, на этот раз Конан Дойлевский. Мы поспешно возвращались в Джермук, так как все предвещало дождь. Я же не могла не снимать, отчего заметно отстала от группы:



К счастью, группа меня и не ждала особо (так как все знали дорогу “домой”). На меня упали первые капли дождя и я почувствовала свое полное отъединение от людей, словно они перерезали мне путь.
Съехав с кручи, на которую мы с таким трудом утром забирались под звуки сборника “Родом из Ирландии”, я чуть было не поддалась соблазну укатить в дождь. Волевым усилием (я же все-таки путешествовала не одна) я заставила себя подъехать к гаражу, где мы парковали наши велы во время пребывания в Джермуке. Почти вся группа уже побросала велы и удалилась в квартиру, которую мы снимали. У гаража остался только Эдик, он парковал свой гибрид. Я сказала ему, что хочу еще покататься и он отдал мне ключи от гаража, а сам ушел “домой”.
Тем временем стихия разыгралась не на шутку. Когда я выехала на улицу, порывы ветра срывали листву с деревьев и она растерянно и словно в замедленной съемке кружила мимо меня. Такие моменты всегда напоминают мне песню “Hey you” Pink Floyd. Сквозь музыку в наушниках (играла “Ocean Gypsy” Blackmore’s night) я услышала раскат грома. я упивалась стихией и одиночеством и меня безумно потянуло снимать. Я поехала к тому мосту, который так волнующе резонировал при каждом проезде грузовика через него и, проезжая по нему, выбирала точку съемки.


Наконец, приступ фотографии и пропитанности Англией стал проходить, я ощутила, что промокла до нитки и поспешила к гаражу. Попав, наконец, домой я посидела немного с компанией (они играли в домино) в первый раз в походе взяв в руки книгу и углубилась в чтение “Писатель и самоубийство”. Все еще чувствуя холод, я решил уйти в комнату и залечь в спальник – согреться.
Через некоторое время мне захотелось почитать чего-нибудь более художественного и я засела за сборник “Лекарство от меланхолии” Бредбери, в который меня засосало, как в другое измерение, до конца вечера. Я соскучилась по путешествиям по безопасности книжных страниц.
Итого проехали: 10 км, Max скорость ~20 км/ч

День восьмой – самый длинный день

Мы встали рано, чтобы выполнить наши “наполеоновские” планы: доехать на велах из Джермука в Ехинадзор (60 км), найти там машину, которая согласится отвезти нас в Тотев за умеренную плату (где-то 120 км в один конец), вернуться в Ехинадзор и найти газель, которая повезет нас в Ереван.

Утро началось с проколов: у меня спустило заднее колесо (решено было заменить камеру), у Эдика колесо спускало.
Путь на велах был довольно интересным: во-первых, я побила свой рекорд скорости: новый рекорд 66,6 км/ч (заранее успокою – выше этой цифры мой велокомпьютер не регистрировал). Во-вторых, у меня вышла забавная гонка с Камазом, который меня обгонял трижды, а я его дважды (один раз в повороте) – просто NFS какой-то. На самом деле, если осознать, что ты разгоняешься до 60 км/ч, где тебя вообще ничего не защищает, кроме велошлема, то должно быть очень страшно. Но дорога была хорошей и это ощущение, как будто ты паришь в воздухе над трассой, наклоняясь, как истребитель, в поворотах, порождало ощущение ирреальности, компьютерной игры и страха не было. Была только сосредоточенность.
В-третьих, был очень сильный боковой ветер, когда тебе, чтобы вел не сносило с трассы, нужно наклонять вел в сторону, откуда дует ветер – очень интересный впечатления. Ты действительно пушинка, которую сносит ветром.
По пути в Ехинадзор перед последним подъемом у Миши спустило колесо. Мы с Мариной были уже наверху и долго ждали мальчиков. Как выяснилось, как только они починили одно колесо, спустило другое.
Дорога в Ехинадзор:



В Ехинадзоре мы оставили вещи у друзей наших новых друзей, они же и помогли нам найти газель до Тотева. Водитель – колоритный мужчина лет 60 – курил сигареты одну за одной и води с видом, будто управляет трактором. Тем не менее, ехали мы очень быстро: около 100 км/ч. По серпантину. Он обгонял всё и вся. Даже на последнем участке пути, которых пролегал по очень жестким колдобинам, он ехал порядка 60. Последние 30 км мы ехали по густому туману, как будто в батискафе, и с обрыва было видно лишь туман. Мои попутчики несколько расстроились наличию тумана, мне же он , наоборот, казался приятным разнообразием. Я так давно хотела поснимать туман.
Тотев показался мне самым красивым местом из всех, где мы были.


Интерьер:


Выход всегда есть:











Вдоволь нагулявшись по залитому туманом монастырю, мы отправились обратно в Ехинадзор. По дороге мы встретили несколько стад коров и овец, деловито бредущих нам навстречу. Водитель, несмотря на темень и дождь, продолжал устраивать NFS, постоянно выполняя обгоны и еле вписываясь в повороты. Пересекая Вартанский перевал мы попали… в снег! Да, кажется, в Армении началась зима (а еще вчера была осень).

Спустившись в Ехинадзор, где было холодно. но все же без снега мы погрузились в другую газель, которая должна была нас везти до Еревана. Мы уже было уезжали, но наши местные друзья уговорили нас заехать посетить еще 1 монастырь. Удивительно, но несмотря на ночь, мы легко проникли не только на территорию монастыря (ворота были не заперты), но и в сам монастырь. В ярком свете луны, среди гор, монастырь выглядел потрясающе. Погуляв с фонариками и осмотревшись, мы пересели в газель и направились в Ереван.
Этот день длился с 7 утра до 4 утра.

Итого проехали: 60 км. Max скорость: 66,6 км/ч

День девятый – в гору

Сегодня наш день будет лежать в гору, так как мы планируем посетить южную вершину Арагаца – самую низкую вершину самой высокой горы в Армении (3879 м). Хотя сегодня наша цель не вершина, а лишь преодолении части пути к ней.

Мы отправились из Еревана в сторону Аштарака. Дорога давалась тяжело (почти все время в гору). Периодически мы съезжали с трассы, чтобы заехать в небольшие города, где еще сохранились старинные церкви. Правда. после виденного нами они не особо впечатляли – мы, кажется, начинали пресыщаться Арменией.
В одном поселке, правда нам встретилась довольно красивая церковь, стоящая на краю небольшого каньона. Было очень ветрено, но мы остались там обедать, так как сил ехать куда-то еще уже не было.




Местный житель по имени Сако очень убедительно нас пригласил остаться у него и мы согласились. Тем более у нас кончился газ в горелке. В итоге двое из нашей команды поехали с Сако искать газ, а мы остались их ждать.
В процессе ожидания мальчики решили коротко сделать отметки в своих записных книжках о путешествии, а затем они задали мне довольно жестокую логическую загадку. Особенно жестокую, учитывая, сколько монастырей мы посетили.
В некоем монастыре проживает n-е число монахов. Известно, что часть из них заражены некоей смертельной болезнью. Монахи между собой не общаются и встречаются только на обедне. Число заболевших на протяжении решения задачи не увеличивается. Признаки болезни проявляются так, что каждый монах, глядя на другого может определить, болен он или нет, но не может понять про себя, болен он или нет. Как только монах узнает, что он болен, он убивает себя. Нужно (а) найти стратегию, позволяющую монахам найти всех больных и (б) сказать, сколько времени это займет.

Итого проехали 35 км, Max скорость – 30 км/ч, Средняя скорость – 8 км/ч

День десятый – трудный

Мы встали утром, и обнаружили, что над каньоном стал виден Арарат.


На выезде из деревни, Эдик обнаружил дикую восьмеру на своем заднем колесе. Причиной, как выяснилось, была сломанная спица. Спица сломалась в самом неудачном месте: со стороны кассеты. К счастью, у нас были все необходимые инструменты и человек (Дима), способный ими воспользоваться. В общем, вел мы починили.
Дорога снова шла только в гору. Мы увидели первый памятник алфавиту (всего, как выяснилось позже, их 2).
Мы с удовольствием полазили по буквам и пофотографировались с ними:


Далее мы продолжили подниматься в гору. начале было умеренно трудно: небольшой уклон перемежался с более сильным уклоном, но первый преобладал. Иногда даже попадались непродолжительные спуски.
Спуск после одной из остановок-передышек обернулся для нас неожиданным препятствием: сворой довольно агрессивных собак-пастухов. Я ехала первой (до этого мимо них минут 10 назад проехал Дима, но до него они не успели добежать от поля со стадом) и довольно неплохо разогналась (около 36 км/ч). Большинство собак сразу бросили погоню за мной, тем не менее, одна собака бежала справа от моего заднего колеса и агрессивно лаяла. Я боялась. что ей хватит рывка, чтобы ухватить меня за ногу, и поэтому, воспользовавшись тем, что он была прям рядом с задним колесом, сделала резкий маневр вправо, блокируя ей дорогу – и ей пришлось притормозить, чтобы избежать удара. К счастью, этого хватило, чтобы ей расхотелось преследовать меня дальше. Но за мною ехало еще трое! По рассказу ехавшего последним Эдика, его они уже ждали во всеоружии: перекрыли дорогу, затем прижали его к обочине так, что он на своем гибриде был счастлив, что не наехал на какой-нибудь торчащий валун. К счастью, все отделались только легким испугом.
Далее углы подъема стали становиться все круче: сначала мы уверенно ехали подъемы, потом самые крутые участки стали проходить пешком. Финишем для нас стало то, что вскоре дорога превратилась в одни сплошные крутые участки. Мы шли нетвердой походкой, катя велы рядом и периодически падая на асфальт без сил (мне, кстати, понравилось лежать на теплом шершавом асфальте). Единственным утешением для нас было только то, что весь ень был виден Арарат.


Наконец, мы достигли развилки: одна дорога вела на монастырь Амберд, другая – на метеостанцию, где должно было начаться наше восхождение. Мы повернули на монастырь, где нас ждало 5 км спуска: мы должна были сбросить изрядно высоты. которую с таким трудом набирали сегодня. Путешествие на метеостанцию начинает казаться нам безумием, но мы решаем не думать об этом пока.
Спуск до монастыря был довольно приятным, не считая периодически встречавшихся колдобин. Мы приехали к монастырю, разложили пенки и упали без сил. Далее мы пообедали и около часа лежи на солнцепеке, как морские котики, не в силах пошевелиться. Нас уже не влекли ни новые “развалины”, ни новый монастырь, ни Арарат. За то время, пока мы лежали, монастырь успела посетить не одна группа туристов.
Наконец, мы все-таки встали и пошли осматривать монастырь и развалины крепости. Было очень красиво:




Затем мы с Мариной пошли погулять на старое кладбище с видом на Арарат и огромными кустарниковыми колючками.
Над вечным покоем по-армянски:


Проехали: 35 км, Max скорость: 48 км/ч, Средняя скорость 8 км/ч

День одиннадцатый – подъем на Арагац

Утром мы снова встали рано. Был виден Арарат и я отправилась снимать красоты Амбера при рассветном теплом солнце.


Намучившись вчера с подъемом, на метеостанцию решено было ехать на машине. В итоге мы договорились с местными и нас дало путешествие на старом военном грузовичке, ездящем на соляре. Эта пыхтелка очень медленно, но уверенно доставила нас вместе с велосипедами к метеостанции. В дороге нас ждала разительная смена пейзажа – на Арагаце уже лежал снег!
Вид на метеостанцию и высокогорное озеро:

При метеостанции была довольно уютная гостиница, где мы сняли замечательный двухкомнатный номер, закинули туда вещи, оделись в максимально теплую одежду (если в начале поездки мои попутчики меня подкалывали по поводу взятой мной с собой зимней куртки и сноубордического термика, то тут мне явно завидовали :)) и отправились совершать восхождение.
Мы медленно брели по заснеженному склону. Я брела даже слишком медленно и вскоре начала сильно отставать. Дело было в том, что я не завтракала (ночь выдалась неспокойной и у меня не было аппетита) и мой организм просто отказывался мне подчиняться. Это как если бы в машине внезапно кончилось топливо – тяги нет и все тут. Отчасти моему медленному продвижению способствовала теплая одежда – даже несмотря на ветер мне было тепло сидеть на снегу (на “сидушке”, конечно). Я активно фотографировала.

Снежная пустыня.

Меня ждали, но недостаточно долго (видимо, не ожидая от меня такого упадка сил). Я мечтала о кусочке шоколада. Это была почти идея фикс. Я заставляла свои ноги переступать только обещанием твердой горькой шоколадки и все равно каждые метров 10 садилась на передышку. Подъем становился все круче и я уже просто в буквальном смысле ползла, периодически проскальзывая и падая на живот. Наконец, то ли видя мое бессилие, то ли основательно вымотавшись сами, мы решили не подниматься на самую вершину, тем более, что дальше начинался почти отвесный подъем. Подкрепившись сидя под скалой, мы энергично и довольно быстро спустились вниз.

Попав в дом я залезла греться под душ с горячей водой, а затем нырнула в теплый спальник и читала Байрона, пока меня совсем не сморило.
Итого проехали: 0 км

День двеннадцатый – перепад высоты и температуры

Утром мы проснулись в заснеженной местности, за окном завывал ветер. Рассвет в розовых тона был красив, но сильный холод победил во мне фотографа и я решила не высовываться на улицу пока не выйдет солнце (о чем, если честно, сейчас немного жалею). Собравшись под музыку канала A-One, мы погрузили снарягу на ледяные велы и одевшись во все, что было, помчались вниз – нас ожидал долгий спуск в лето…

Вот так мы начинали:

“Обледенелая” фаза спуска характеризовалась дорогой отвратительного качества в сочетании с огромной скоростью, ввиду сильного попутного ветра, и слабого торможения, ввиду непрогретости тормозных колодок. Мы разгонялись даже в гору не крутя педали – из-за этого было ощущение, что управляешь мотоциклом, – а торможение было “ватным”. Было довольно весело и интересно.
Далее пошел “приличный” асфальт и уже привычные нам серпантины. Снег уже не лежал на склонах холмов, но мы не торопились раздеваться, так как на спуске ветер все еще был довольно холодным. Тем не менее, вскоре я решила снять куртку.
Через некоторое время, безлюдный серпантин кончился и пошел через множество больших и малых поселений, на нашем пути стали часто встречаться машины, отчего заметно усложнилось прохождение поворотов, зато колодки уже были прогреты и тормозили прилично (я даже случайно обожглась о раскаленный диск). Мы разделись до шорт и маек – было уже достаточно тепло.
Спустившись вниз, мы по пути заезжали в местные церкви, но после всего виденного нами, они уже не впечатляли: во-первых, они были более поздней постройки (17 века, на месте заложенных в 13-м), в то время как “горные” церкви были 13 века. Ну, а во-вторых, окружающие пейзажи были уже не те.
Часто встречающийся в Армении объект – питьевой фонтанчик:

Внутри одной из церквей:

В этих церквях было принято ставить свечи в воду (а не просто в песок, как в остальных):

В последнем храме, который мы в этот день посетили, было решено остаться на службу – обидно было бы повидав столько церквей ни разу не увидеть священнодействие. Службу вели 2 монаха: один монотонно и властно бубнил текст, как показывают обычно в фильмах ритуал призыва Сатаны. Другой красиво и напевно читал свой текст. Служба длилась минут 20. Мы, конечно, ничего не поняли, но было приятно послушать.
После этого монастыря мы отправились на ночлег в Звартноц (т.к. Питерцам завтра в 9 нужно улетать). Символично, наверное, что наш совместный путь начался и закончился здесь. Правда, наматывая круги в поисках мест для ночлега, мы изрядно поездили по колючкам. Итогом стали проколы на всех велах, кроме Диминого (я из своего переднего колеса достала 3 колючки, и заднего одну), и мы весь вечер заделывали камеры.
Эта первая теплая ночь в Армении, когда не хочется кутаться в зимнюю куртку и можно пить чай прямо в шортах.
У костра Марина травила нам байки о том, как трудно быть спелеологом…
Завтра будет последний день в Армении.

Километраж 60,5 км, Max скорость 52 км/ч,

День тринадцатый – половинка

Сегодня мы проснулись очень рано – в 5 утра, так как нужно было успеть в аэропорт. Мы собрались в темноте – первый раз нам при сборах было удивительно тепло, несмотря на отсутствие солнца, и вылазить из спальников было не сильно влом.

Мы аккуратно вывели велы на асфальт (чтобы не проколоть заделанные вчера камеры). Впервые за поездку нам действительно пригодились наши велосипедные фары: путь до аэропорта предстояло преодолеть в темноте. По дороге произошла маленькая авария: в меня слегка врезался Дима и мы повалились. Мне повезло – я упала на его сумку (которая была довольно мягкой), а ему – меньше (он упал на жесткий асфальт). Ощущение было весьма своеобразное: по моим впечатлениям из темноты вынырнуло нечто и мы столкнулись – я больше напугалась, чем пострадала, но у меня заклинило передний тормоз. Причем не сразу, когда мы проверяли свой урон, а когда я в первый раз после аварии решила нажать на ручку переднего тормоза. Как выяснилось в последствии, поломка была пустяшной, но в темноте одна я не смогла разобраться в чем дело и из-за частично заклинившего переднего колеса заметно отстала. Потом заклинивание отпустило, но передним тормозом временно пользоваться было нельзя.
Я ехала одна по обочине неосвещенного шоссе и ощущения были словно я находилась вне пространства и времени. Моя фара была слишком слабой и позволяла мне различать только белую полосу, обозначавшую обочину и я старалась ехать точно по ней. Асфальт был хороший, без неровностей, и я почти не ощущала под собой дороги. Я двигалась сквозь черноту и мне невольно приходила на ум аналогия с пещерой, где ничего не видно и ничего не слышно. Жутковатое, но прикольное ощущение.
Наконец, я нагнала своих попутчиков (они ждали меня у поворота на аэропорт) и мы проводили двух наших сотоварищей на самолет.
Сдав вещи в багаж, мы на негруженных (ура!) велах отправились смотреть Ереван. В Ереване мы успели осмотреть только Арарат (в виду выходных он был закрыт), центральный кафедральный собор, несколько памятников, блошиный рынок, где купили сувениров, памятник Родина-мать и каскад.
Арарат:

Собор внутри:

Собор снаружи:

Странные у них памятники. Был там еще один (жаль не зафоткала) с мужчиной, сидящим на 2-х лошадях 🙂

Затем пообедали в забегаловке и отправились в аэропорт, где без особых проблем сели в самолет.

Пробег: 50,5 км

Альтернативная Армения

Единожды – значит никогда. Так писал Кундера в одной из своих книг, подразумевая, что не имея возможности прожить один и тот же эпизод дважды, мы не проживаем его вовсе.
Мне кажется, переосмысление этой концепции может привести к мысли, что не обдумав прожитое и не прокрутив его в голове, мы словно и не прожили путешествие. То же самое касается и фотографий, где часто именно обработка позволяет открыть красоту там, где ее не было ни в жизни, ни в цвете.
В данном разделе я бы хотела показать другую Армению, ту, которую не видели ни мы, ни другие путешественники до нас. Такой ее можно только осмыслить.

Share Button

Comments are closed.